Святой Николай из Флюэ

Краткое житие      Молитвы и новены


Краткое житие святого

«Имя Иисуса да будет вашим приветствием»

Святой Николай из Флюэ, мощи которого находятся в храмах Челябинска и Новосибирска — величайший святой Швейцарии, маленькой живописной страны в горах, в самом центре Европы. Малая родина брата Клауса поражает красотой своего ландшафта. Прекрасные озера, окаймляющие их долины, заставляют остановиться даже самого нетерпеливого путешественника. Но для паломника путь лежит еще дальше, вверх, в ущелье Ранфт. И вскоре уже виден символ Флюэли-Ранфта, часовня на высокой скале. Эта скала — на местном наречии «Флюэ» — и дала название жившему здесь крестьянскому роду: Флюэ или фон Флюэ.

У подножия горы находится дом, где родился святой. Здесь Клаус фон Флюэ появился на свет 21 марта 1417 года. Его мать Хемма Руоперт была родом из соседней Энгельберской долины. Она была глубоко верующей женщиной. Отец Хайни фон Флюэ был зажиточным крестьянином и занимал важные посты в местном самоуправлении. Малыша крестили в деревне Кернс, расположенной неподалеку. Традиция сообщает, что Клаус впоследствии вспоминал это событие. Такова была родина Клауса. Глубокое ущелье реки Мельхаа, ее уединенная долина, устремленные к Богу вершины и церковь его святого покровителя Николая Чудотворца.

Клаус был одаренным ребенком, хотя и мало чем отличался от других детей. Но с юных лет он был избран для чего-то великого. Порой он оставлял игры и убегал от сверстников, чтобы помолиться. Клаус рос в крестьянской семье. Ему и его брату Петеру с ранних пор приходилось управляться с двумя альпийскими пастбищами. Его отличали трудолюбие, добросовестность и прилежание. Но уже тогда, когда он готовился к крестьянскому труду, он чувствовал, как в нем возрастало желание отрешиться от мира. Молитва и строгий пост стали навсегда его неотлучными спутниками.

В шестнадцать лет у Клауса было видение. Там, где впоследствии стояла его отшельническая келья, он увидел высокую башню, доходившую до небес. Он понял, что должен в жизни прочно стоять ногами на земле, а помышления и желания устремлять к небесному. В тридцать лет он повел к алтарю свою невесту Доротею Висс. Она была дочерью уважаемого крестьянина и родилась на другом берегу Сарненского озера. Эта женщина впоследствии сумела понять и разделить со своим необычным мужем его внутреннюю драму.

Дом Клауса Шюбельаккер был одним из самых состоятельных дворов во Флюэли. Для своей молодой жены Клаус собственноручно построил большой красивый дом. Здесь в страхе Божьем развивалась здоровая христианская семья. Здесь родилось десять детей. Клаус, образцовый отец семейства, пользовался большим уважением во всем кантоне Обвальден.

Когда Бог призывает человека к особому служению, Он ведет его к цели постепенно. Бог дает человеку время. У Николая из Флюэ на это ушло пятьдесят лет. У Клауса было большое хозяйство. Крестьянский труд тяжел, но даже сделав всю работу, Клаус не давал себе покоя: он искал уединения в ущелье Ранфт, чтобы там, в тишине беседовать со своим любимым Господом.

Кроме того, он в то время служил родине был депутатом, офицером, судьей. Его офис находился прямо в доме. Ради своей родины Клаус мог пойти даже на смерть, но в согласии с волей Бога. Капитан Клаус на войне всегда старался, чтобы его солдаты не обижали и не грабили мирное население. Однажды он не позволил им сжечь монастырь Катариненталь.

На вершине своей светской власти он оставался сдержанным, добрым правдивым человеком, который ни на кого не гневался. Не удивительно, что многие хотели сделать его главой правительства кантона. Но он категорически отказался от этого.

Николай из Флюэ был одним из четырнадцати судей кантона Обвальден. Однажды судьи вынесли несправедливый приговор, а он не смог этому воспрепятствовать. Ему показалось, что у них изо рта вырывались языки пламени. С этого дня он отказался ото всех своих общественных постов. Он все отчетливее осознавал, что Бог полностью призывает его к себе.

Его мучили сомнения. Может ли он оставить Доротею? Ведь он обещал ей верность на всю жизнь. А семья? Но разве апостолы не оставляли все? Разве Иисус не сказал: кто оставит жену или детей или поле ради Меня, тот получит во сто крат?

О своей душевной нужде он поведал своему другу священнику Хаймо Амгрунд. Тот показал ему, как можно найти Божий свет в созерцании. Он научил Клауса размышлять в течении всего дня, семь раз в день, над страданиями Иисуса Христа, которые Сын Божий принял ради нас. Эти мысли были распространены и среди мистиков-доминиканцев, одним из которых был Генрих Зойзе (Heinrich Seuse). Такие размышления излучали свой свет в монастырях. Они указали духовный путь и так называемым «Друзьям Божьим», к которым относился и бенедиктинский монастырь Эгельберг. Клаус с детства был хорошо знаком с движением «Друзей Божьих».

После беседы с отцом Хаймо Амгрунд близкие часто слышали, что Клаус ночью вставал и подолгу молился в соседней комнате у печки. Все свободное время он проводил в Ранфте. Там в молчании он ощущал дыхание Божье. Внутри все отчетливее звучали слова отца Хаймо: «что Бог сочетал, то Бог может и разлучить». В таких случаях Церковь требует согласия супруга и обязательства, что оба супруга будут жить в полном воздержании. Материально семья была обеспечена. У Клауса было крепкое хозяйство, а Доротея была очень трудолюбивой, старшие дети были уже взрослыми.

Доротея узнала, что Бог хочет взять у нее Клауса еще при ее жизни. Как могла она сказать «нет»? И вот настало прощальное утро. Семья фон Флюэ последний раз помолилась вместе. На Николае была уже одежда отшельника, которую Доротея спряла, соткала и сшила своими руками. Младшему, тоже Николаю, который позже стал священником, тогда было тринадцать недель. Метания и борьба закончились. Доротея пойдет с ним по крестному пути. Ее смиренная жертва подарила миру святого.

16 октября 1467 года, в день святого Галла, — как сообщает хроника, — Николай из Флюэ оставил дом и семью, и все, что ему было дорого. Босой, в одной рубахе он отправился в Эльзас, чтобы там присоединиться к общине «Друзей Божьих». Родная река пела ему прощальную песню. В последний раз он бросил взгляд на родную долину и знакомые с детских лет горы. На него больше ничего не давило.

Дойдя до города Листаль, на севере Швейцарии, он увидел, что город как бы в огне, весь красный. Он очень испугался и скрылся в уединенной крестьянской усадьбе. Что это? Знак? Он пошел не тем путем? Он посоветовался с хозяином усадьбы, и тот объяснил ему: «Нет, не ходи туда. Вас, буйных швейцарцев, за границей не любят. Тебе там никто не обрадуется».

Обессиленный Николай заснул в поле. Вдруг он увидел яркий луч с небес. Он почувствовал боль, как будто его внутренности разрезали ножом. Таинственная сила увлекла его домой. Вернувшись в родную деревню, он, никем не замеченный, заночевал в собственном сарае. На следующий день он скрылся в горах. После событий в Листале он почти двадцать лет ничего не ел.

К нему потянулся поток любопытных. Брату Клаусу приходилось искать убежище в более недоступных местах. Подумать только, бывший член совета, капитан и судья фон Флюэ стал предметом всеобщих пересудов и бродит бесцельно по альпийским пастбищам. Хроника сообщает, что после долгих скитаний по пастбищам и ущельям Николай из Флюэ увидел четыре луча, указавшие на ущелье Ранфт, где он впоследствии и обосновался. Бог указал ему место для молитв и покаянных подвигов не в чужой стране, а на его собственной земле, неподалеку от родного дома.

Для проверки подлинности его поста односельчане окружили Ранфт. После месяца строжайшего контроля всем стало ясно: жизнь брата Клауса получает подкрепление чудесным образом, без пищи и питья. Тогда земляки собрались и построили ему часовню с небольшой кельей. Это была низенькая комната два на три метра. Она сохранилась и сегодня почти без изменений. Здесь он прожил последние двадцать лет своей жизни, даже не имея возможности выпрямиться в полный рост. Через зарешеченное оконце он мог, незаметно для других, смотреть в часовню, на алтарь.

Келья брата Клауса не была местом спокойного времяпрепровождения. Это было место искушений и даже борьбы. Порой на его келью нападали бесовские силы так, что она едва не разваливалась от их напора. Часто бесы хватали его за волосы и пытались вытащить из кельи. Через два года Царица Небесная (так он называл Марию) избавила его от этих ужасных нападок. Брат Клаус из Флюэ нашел мир в Боге. Он постоянно держал в руках свои четки — это не Розарий, а нитка, состоящая из пятидесяти бусин, на которой он день и ночь читал «Отче наш».

Однажды к нему с юга Германии пришел богатый купец, решивший стать отшельником, и попросил разрешения построить себе келью неподалеку. Брат Клаус дал ему одежду отшельника и указал ему место для кельи на другом берегу реки. Отшельники любили проводить время в совместной молитве и духовных беседах. Брат Ульрих знал даже латынь. Впоследствии он построил себе часовню с кельей. Брат Ульрих тоже попытался поститься, как и брат Клаус, но не смог и тяжело заболел. Тогда брат Клаус попросил Доротею, чтобы она посылала немного пищи к брату Ульриху.

Уже семь лет брат Клаус жил в Ранфте без пищи, когда его посетил Ханс фон Вальдхайм, немецкий государственный муж. Его очень удивило, что он встретил общительного, радостного и, прежде всего, приветливого отшельника.

Однако Ранфт был местом не только паломничества, но и политических дискуссий. Здесь, после двухсотлетней войны, начались мирные переговоры швейцарцев с австрийцами. Но жители Обвальдена решительно воспротивились этому. Эрцгерцог Сигизмунд Австрийский, большой почитатель брата Клауса, послал к нему своего лейб-медика и попросил отшельника о посредничестве. Так был заключен мир.

В новогоднюю ночь 1478 года святого посетил Альбрехт фон Бонштетен, настоятель монастыря, вместе с другими монахами. Это был всесторонне образованный человек, имевший связи по всей Европе. Брат Клаус встретил его с величайшим смирением и сказал: «Зачем вы пришли в это дикое место? Посмотреть на меня, бедного грешника? Боюсь, у меня вы не найдете ничего, что достойно таких людей».

Слух о чудесном посте прошел далеко за пределами Швейцарии. Отшельников тогда было много, но ни один из них не мог жить без пищи. К нему шли все, даже богословы, уходившие от него потрясенными. Однако он принимал не всех паломников. Он избегал любопытных. Но других он сердечно приветствовал словами: «Имя Иисуса да будет вашим приветствием».

Всю жизнь Николая из Флюэ сопровождали видения. В них он получил призвание и свет. Особенно актуальны видения, ставшие доступными после находки так называемой Люцернской рукописи. В одном из этих видений ему было показано крайне испорченное человечество, которое больше не выносило правды. Человечество, не воспользовавшееся щедрым предложением благодати Божьей, данной в святых таинствах, и потому изнемогающее и погибающее. Сам святой обновлял свои силы во время Святой Мессы. Он поведал своему духовнику, что каждый раз, когда он присутствует на Мессе, и священник принимает причастие, он получает такую силу, что может жить без пищи и питья.

Одному немецкому паломнику, имя которого неизвестно, он дал бросить взгляд на свою молитву и созерцание. Он показал ему рисунок колеса: «Видишь эту фигуру? Такова Божественная Сущность. Внутренний круг — это неделимая Троица, о которой радуются все святые. Три спицы, входящие во внутренний круг — это Ее три лица. Они исходят от Триединого Божества, охватывают небеса и весь мир и возвращаются назад. Они едины и неделимы в своей вечной власти. Одна исходящая спица — символ Пречистой Девы Марии, Царицы неба и земли. Божественная Премудрость избрала Ее и сохранила Ее чистой и нежной. Великий и сильный Бог стал Младенцем и вошел в Деву, не нарушив Ее девственности. Вторая исходящая спица — Его неделимое божественное величие, которое Он дает нам в пищу под видом маленькой гостии. А еще одна исходящая спица — это наша жизнь, маленькая и хрупкая. Однако за малое время мы, благодаря любви Божьей, можем заслужить невыразимую радость, которой не будет конца». Позднее появилась целая медитативная картина, в которой мысли святого были развиты более подробно: жизнь Триединого Бога, Его откровение и любовь к нам, людям, выразившаяся в деле искупления.

Брат Клаус прекрасно видел опасности своего времени. Он постоянно призывал своих земляков не вмешиваться в чужие дела. Когда-то он ушел из политической жизни Обвальдена. Но вот раздоры всей Швейцарии дошли до самых дверей его кельи. Крупная победа швейцарцев над герцогом Бургундским вызвала конфликты среди победителей. Проблему вызывало и желание двух новых кантонов, сражавшихся вместе со швейцарцами, вступить в их союз. Но братоубийственная война означала бы конец Швейцарии, так как крупные державы, в окружении которых находится эта маленькая страна, не упустили бы такого случая. 21 декабря 1481 года заседание Конфедератов в Стансе закончилось полным провалом.

Отец Хаймо Амгрунд, друг брата Клауса, понял: война неизбежна. Ночью, в бурю, он поскакал по крутым склонам в Ранфт. «Война, Клаус, война, швейцарцы против швейцарцев». После долгой молитвы Клаус передал своему другу тайное поручение, которое тот должен был открыть только членам совета в Стансе. Брат Клаус на коленях предстал пред Богом, а отец Хаймо вернулся в Станс и умолял всех во имя Бога и брата Клауса собраться еще раз. Они согласились. Перед его авторитетом склонились все. Всю страну переполнила радость, когда Бернский дворянин, председатель совета объявил: «Войны не будет. Фрейбург и Солатурн приняты в союз. Я объявляю вам мир!». И так называемое Станское соглашение, новый, основанный на полном равноправии союз, начинается словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!».

Святой отшельник знал, что умрет в семьдесят лет. Примечательно, что день смерти совпал с днем рождения. Перед смертью его мучили сильные боли. Болезнь продолжалась восемь дней. 21 марта 1487 года он отошел ко Господу. Доротея была рядом с ним в момент его смерти. Физическое воздержание супругов перевело их любовь на глубокий духовный уровень. На похороны собрался весь кантон. Люди говорили: «Здесь с нами жил и умер святой». Доротея и двое соседей видели его с сияющим лицом, поднимавшемся на облаке в небо. В руках он держал знамя победителя.

В церковной книге Саксельна записаны рассказы о святой жизни отшельника, о жизни двух его сыновей, соседей и двух друзей — священников. Здесь же были зафиксированы чудеса и ответы на молитвы.

Мощи брата Клауса были перезахоронены несколько раз. К нему приходило столько паломников, что могилу пришлось обнести решеткой, которая сегодня хранится в музее. В 1669 году Папа Климент IX разрешил литургическое почитание брата Клауса. В этом же году гроб с его телом был установлен в новой церкви Саксельна.

Швейцарцы твердо убеждены, что его ходатайство уберегло Швейцарию от ужасов Второй мировой войны. В 1947 году Папа Пий XII причислил его к лику святых. Вся католическая Швейцария собралась в Рим, когда ее святой был вознесен на алтарь. Слава и честь, к которым он никогда не стремился, пришли к нему, и он уже не мог убежать от них. Так скромный крестьянин вошел в ряды святых.

Сегодня во Флюэли-Ранфте можно встретить паломников со всего мира. Места, связанные с братом Клаусом, соединяют людей доброй воли. Брат Клаус сегодня помогает многим людям пережить опыт общения с Богом. Брат Клаус и сегодня как бы тихонько повторяет каждому из нас свое наставление: «Мир ты можешь найти только в Боге. Но это нельзя сделать без усилий. Старайся иметь чистую совесть. Часто размышляй над страданиями Иисуса, это поможет тебе в час смерти. Приди, помолись со мной: Господь мой и Бог, возьми у меня все, что мешает мне быть с Тобой. Господь мой и Бог, даруй мне все, что ведет меня к Тебе. Господь мой и Бог, возьми у меня и меня самого и позволь мне всецело быть Твоим».

И в наше время важные лица посещали брата Клауса, например, Павел VI, еще до избрания Папой. Иоанн Павел II в 1984 году совершил паломничество к святому и стал первым Папой, навестившим его. Смиренный отшельник вряд ли мог предположить, что когда-нибудь ему окажет такую честь преемник святого Петра. В «рабочем кабинете» дома фон Флюэ Папа подписал несколько документов по случаю своего визита. На прощание он произнес молитву у могилы святого.

Брат Клаус был мистиком, просветленным, посвященным. Во всем он искал Бога. В молитвенной позе он и сегодня лежит перед своим Богом, как бы поклоняясь Тому, Кого он познал во всем Его непревзойденном величии.

Благодаря «случайной» встрече отца Луциана Германа, служившего в Челябинске, с отцом Иосифом Эберли, настоятелем церкви в Саксельне, где похоронен святой Николай, случилось так, что частичка мощей святого была передана в Челябинск и 15 августа 1999 года, в день освящения храма Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, заложена в алтарь. Святой Николай стал теперь и нашим, челябинским святым, особым покровителем нашего прихода. Поэтому мы можем обращаться к нему за молитвенной поддержкой. На нашем сайте собраны некоторые молитвы, которые помогут лучше осознать жизнь и наставления святого, а так же вступить с ним в молитвенное общение. Молитвы святых как фимиам поднимаются к Богу. Поэтому будем использовать благодать, данную нам благодаря нахождению в нашем храме мощей этого замечательного святого.


Краткое житие      Молитвы и новены